Сопоставление отечественной и зарубежных систем дополнительного профессионального образования
В основе зарубежного дополнительного профессионального образования лежат следующие концепции: «обучение в течение всей жизни» – «lifelong learning», непрерывное образование, «образование взрослых», – «adult education», «продолженное образование» – «continuing education», возобновляемое образование – «recurrent education», «продолженное профессиональное образование» – «continuing professional education», «обучение на базе опыта».
В США обучение и повышение квалификации в сфере бизнеса, промышленности и социальной работы принято называть «продолженным образованием». В контексте непрерывного образования оно включает два компонента: обучение, организуемое по инициативе самого обучающегося, преследующего личные или профессиональные цели, а также обучение по учебным программам, которые предусматривают приобретение соответствующего опыта практической деятельности.
Развитие систем дополнительного образования в США стало одной из его приоритетных задач. Закон США «Workforce Investment Act /Adult Education and Literacy» в ст. 201–251 обозначил приоритеты политики государства в развитии системы образования для взрослых .
Специалист, претендующий на сохранение заработной платы в следующем финансовом году, должен в своем самоотчете (Self-evaluation) показать, что он находится в процессе непрерывного образования. Если он не посещал курсы повышения квалификации, то можно написать статью, сделать презентацию или доклад, принять участие в реализации какого-либо проекта. Таким образом, показателем непрерывного образования считается профессиональное развитие (Professional development). Непрерывное повышение квалификации в США стимулируется систематическими аттестациями специалистов.