» Общественная аккредитация

Непрерывное профессиональное образование
 
 
 

Общественная аккредитация

Общественная аккредитация
 

Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность

 
Приоритетную роль во всей совокупности общественных субъектов должны иметь те группы, которые представляют именно потребителей образовательных услуг (семья, местное сообщество, работодатели, общественные организации и др.), а не «производители образования». Было бы весьма нежелательно и неверно роль общественности истолковывать только в формате уже традиционных профессионально-корпоративных структур типа Союза ректоров, учебно-методических объединений (УМО) или прочих структурных подразделений и объединений «поставщиков образовательных услуг».
В силу естественных причин, подобные структуры не могут выражать собственно общественные интересы и запросы – они, в основном, воспроизводят и лоббируют свои профессиональные интересы. Это, разумеется, не плохо, - но явно недостаточно для реальной постановки и решения проблем общественного участия в образовании.
 
С целью объединения усилий в сфере образовательных услуг со стороны поставщиков и потребителей введена профессионально-общественная аккредитация программ. Общественное признание образовательных организаций, влияющее на статус и рейтинг в образовательной среде, отнесено к процедуре общественной аккредитации.
 
Демократический характер управления системой образования как принцип государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» исходит их того, что государственная политика в сфере образования и правовое регулирование отношений в данной сфере должны быть основаны на определенных принципах. К ним относится и принцип демократического характера управления образованием, обеспечения прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями (ст. 3).
 
Таким образом, управление системой образования не может основываться исключительно на деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления. В развитие указанного выше основополагающего принципа в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается, что управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер (ст. 89). При этом следует подчеркнуть, что государственно-общественный характер управления в российском законодательстве устанавливается только применительно к сфере образования.
 
Демократический, государственно-общественный характер управления образованием находит воплощение в тех нормах Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которые устанавливают конкретные права и обязанности обучающихся, педагогических работников, родителей, работодателей, общественных объединений по взаимодействию с органами государственной власти и органами местного самоуправления, по участию в принятии решений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
 
Государственно-общественный характер управления образованием проявляется и в возможности применения процедур общественного контроля качества образования, среди которых в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» выделяются независимая оценка качества образования, общественная аккредитация образовательных организаций, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.
 
Правовой основой для участия общественности в интегрированной оценке результатов деятельности образовательного учреждения является Закон «Об образовании» (пункт 25 статьи 33). В соответствии с которым кроме государственной аккредитации образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах (Статья 33, пункт 25. Образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах.
 
Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства со стороны государства). По-видимому, в связи с этим и в силу тренда в сторону развития институтов гражданского общества в нашей стране и постепенного признания их оценки в системе образования, такая добровольная аккредитация становится все более востребованной и приобретает вес с каждым годом под влиянием мероприятий по повышению  открытости системы образования, в связи с введением публичных отчетов руководителей образовательных организаций, размещения отчетов о деятельности образовательных организаций в сети «Интернет», общественной экспертизы инновационных образовательных программ и прочими мероприятиями, направленными на реализацию Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295) в рамках утвержденной Концепции  Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р).
 
Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность - подробнее...
 

Общественная аккредитация образовательных организаций – это…

 
Общественная аккредитация – это постоянно действующая система общественного и профессионального признания уровня деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
 
Целью общественной аккредитации является повышение качества образования в целом, специалистов, обучающихся и выпускаемых организацией, а также повышение уровня преподавательского состава образовательных организаций.
 
Основными задачами общественной аккредитации являются:
 
  • оценка качества образовательной и научной деятельности в образовательных организациях,
  • информирование граждан и работодателей о качестве подготовки специалистов в образовательных организациях,
  • повышение ответственности субъектов образовательной деятельности,
  • повышение качества образовательных услуг,
  • обеспечение открытого конкурентного взаимодействия участников рынка образовательных услуг,
  • создание информационной базы для определения рейтинга образовательных организаций.
  Процедура общественной аккредитации образовательных организаций, показатели и критерии общественной аккредитации - подробнее... 



Нравится