» Концепция непрерывного образования

Непрерывное профессиональное образование
 
 
 

Концепция непрерывного образования

Концепция организации непрерывного образования взрослых
 
Непрерывное образование: эволюция развития, объективная реальность
 
Потенциал современного человека должен быть достаточен для адекватной реакции на изменяющееся информационное пространство, систематизировать которое и заставить работать в нужном для общества направлении возможно лишь при условии перевода информации в знания.
Самым ценным знанием становится осознанное знание, позволяющее выбирать и синтезировать необходимую ему информацию из множества предложенных средой вариантов. Однако знания человека, способные реализовывать экономические, культурно-социальные программы будущего, формируются, прежде всего в рамках системы образования. М. Кастельс называл человека современного общества «информационным работником».
«Для таких людей конкретная специализация менее важна, чем способность к адаптации. Это люди самопрограммируемые, умеющие обучаться и самообучаться по мере необходимости». Ш.М. Талейран еще два столетия назад справедливо отметил, что «образование – это действительно особая держава, область влияния которой не может быть определена ни одним человеком, и даже национальная власть не в силах установить ее границ, сфера ее влияния громадна, бесконечна.
            В обществе возрастает потребность в системе образования, способной ответить на вызов возрастающего ускорения. Образование не может быть статичной системой в XXI в. Поэтому образование следует характеризовать с позиций динамических закономерностей, встраивая в него категорию «непрерывность», оно должно ориентироваться на «оптимальную адаптацию» личности, а не на «устойчивую специализацию». Клаудио Наранхо справедливо по этому поводу отмечал, что «основной
задачей образования является воспитание целостной личности для целостного мира, осознания человеком себя как части человечества… Мы не вправе загружать свою память разрозненно несуществующей информацией, но должны сосредоточиться на смысловой насыщенности информации, как в аспекте понимания мира, так и в аспекте профессиональной подготовки. Стремление к пониманию является неотъемлемой частью человеческой природы и нуждается в панорамном образе всех областей знания. Поэтому целесообразнее всего вести обучение так, чтобы общее и частное были уравновешены».
             Следовательно, становится очевидным, что уровень культуры, степень развитости знаний и творческих способностей человека определяют эффективность развития общества, поэтому на смену технике, технологии и информации приходит эра образования. Соответственно образование начинает сопровождать человека в течение всей жизни, переставая быть только подготовительным этапом для профессиональной деятельности, выполняя качественно новую роль в обществе, становясь одним из ведущих факторов его воспроизводства и динамичного развития.
Однако данное заключение далеко не новое и с середины прошлого столетия вызывает много споров среди педагогов, политиков, экономистов, социологов и т.п.
Л.И. Майсеня отмечает, что идея непрерывного образования берет свое начало в 1950-х гг. и к 60-м гг. приобретает четкие очертания.
Согласно исследованию В.А. Клименко, впервые понятие «непрерывное образование» сформулировал в 1955 г. П. Аренц (Франция), который установил его основные цели:
– распространение культуры;
– подготовка граждан к изменяющимся условиям общественного развития;
– дополнительное общее образование для всех;
– профессиональная подготовка;
– повышение квалификации на всех ступенях системы образования.
 
Первую разработку теоретических основ непрерывного образования осуществили И. Фауре (E. Faure), П.Х. Кумбс (P.H. Coombs), П. Шулка (P. Shulka). Среди ученых, работы которых оказали большое влияние на популяризацию идеи непрерывного образования, исследователи Р. Дейв (R. Dave) (Индия), Ф. Джессуп (F. Jessup) (Великобритания), А. Кропли (A. Cropley) (Австралия), Х. Фриз (H. Frese) (Голландия).
 
               Концепция непрерывного образования впервые была представлена на форуме ЮНЕСКО (1965 г.) крупнейшим теоретиком П. Ленграндом (P. Lengrand), который полагал, что человеку следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. В этой концепции по-новому рассматривались этапы жизни человека, устраняющие ее традиционное деление на период учебы, труда и профессиональной дезактуализации. Понимаемое таким образом непрерывное образование стало означать продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важная роль отводилась интеграции как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности.
 
              В свою очередь, наиболее полный социально-философский анализ и подробное теоретическое обоснование концепций непрерывного образования представлены в монографии В.Г. Осипова «Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования».
 
В.Г. Осипов выделяет четыре стадии развития самой концепций непрерывного образования:
 
1. Констатационная стадия (конец 50-х – начало 60-х гг. ХХ в.).
2. Феноменологическая стадия (вторая половина 60-х – начало 70-х гг. ХХ в.).
3. Методологичекая стадия (начало 70-х – начало 80-х гг. ХХ в.).
4. Стадия теоретической экспансии и конкретизации (начало 80-х гг. ХХ в.).
 
Современность образовательного процесса

             В последние десятилетия в развитых странах формируется новый социально-экономический уклад (обсуждаемый как «экономика знаний», «постиндустриальное общество», «когнитивное общество»). В результате данного процесса экономика и общество этих стран формируют и новые запросы к институтам, отвечающим за исследования, развитие технологий и развитие человека. В ситуации становления постиндустриального общества ключевым фактором развития становятся новые качества человеческого капитала.
             Индустриально-рассредоточенное производство постиндустриального общества существенно сложнее и динамичнее, нежели индустриально-сосредоточенное. Компании востребуют совершенно иной тип образованных людей. Это люди, способные ставить задачи в рамках сложной деятельности. Да, в рамках ее каждый сотрудник выполняет весьма частные функции: например, технолога, аналитика, маркетолога, экономиста... Однако опорой его деятельности выступает не усвоенная некогда стандартная специальность, а аккумулированный опыт, объем и качество которого зависят от способности анализировать ситуации и строить уникальные практические ноу-хау. Поэтому современного работодателя интересует не формальная специальность претендента на занятие вакансии, а его профессионально-образовательный опыт: какой университет он окончил – что является показателем уровня одаренности, амбиций, социализированности индивида, в каких проектах участвовал и какие функции выполнял.
 
Система образования на эти новые требования откликается тем, что на смену освоения специальности приходит междисциплинарное обучение, формирующее способность не столько применять полученные знания, сколько создавать новые знания за счет мышления и коммуникации и действовать в соответствии с ними. Требования к квалификации (перечень усвоенных знаний и умений) заменяются на требования к компетентности как способности принимать верные решения в динамичных процессах, организовывать работу других или свою работу с другими участниками деятельности.
 
Стандартные образовательные программы становятся подчиненными элементами индивидуальной образовательной траектории, для реализации которой человек погружается в различные институциализированные (колледж, университет, повышение квалификации, дополнительное образование) и неинституциализированные (самообразование, образовательный туризм, деятельность сетевых сообществ, пробное трудоустройство и т.д.) формы образования. И если специальность подтверждалась документом об образовании, то компетентность подтверждается особыми «центрами оценки» (assessment center), выявляющими степень готовности человека к выполнению определенной деятельности путем оценки его деятельности в специальных модельных ситуациях. В развитых странах распространилась практика создания и публикации (в интернете) отдельными людьми или учебными группами своих портфолио, в которых предъявлены достижения и показан вот этот образовательный путь.
 
Таким образом, человек создает виртуальную архитектуру своей компетенции как гибкую и растущую структуру. И число участников такой практики уже превышает сотни тысяч человек. Надо отметить, эта смена форматов началась с 60-х – 70-х годов XX века – периода перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике и, соответственно, к постиндустриальному образованию. Но данный переход еще не завершился ни в развитых странах, ни в следующих за ними развивающихся обществах.
 

Концепция непрерывного образования является инструментом обоснования и понимания решений по организации Российской системы непрерывного образования взрослых (далее – РосСНО) и их задействования в социальную практику.
 
Концепция непрерывного образования выступает:
 
  • Как декларация ключевых намерений в отношении организации РосСНО и представлений относительно способов ее создания, поддержки и развития
  • Как отражение существующего уровня понимания процессов, происходящих в образовании и возможностей по поддержке ее развития
  • Как прояснение полного состава объектов внимания, которые должны быть взяты под осознанное влияние российским обществом ради создания и развития непрерывного образование взрослых в стране
  • Как основание для разработки стратегий, тактик и детальных планов деятельности по запуску и функционированию создаваемого механизма РосСНО
  • Как методологический фундамент для научных исследований и дискуссий в отношении РосСНО и образования в целом.
 
В этих ролях Концепция выступает как инструмент расширяющегося понимания и прагматичного задействования в социальную практику ее предмета.
 
Назначение этого инструмента - давать объяснение тому, что и как необходимо делать на местах для становления, поддержки и развития РосСНО, чтобы состоялись результаты, значимые для блага россиян в долгосрочной перспективе.

Нравится