» » О профессионально-общественной аккредитации образовательных программ

Непрерывное профессиональное образование
 
 
 

О профессионально-общественной аккредитации образовательных программ

Автор: admin от 1-01-2015, 14:17, посмотрело: 2758

0

О профессионально-общественной аккредитации образовательных программ

 

Лариса Витальевна Шмелькова
начальник отдела Департамента государственной политики

 

 

в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России
 
Демократизация образовательной системы с позиции государственного регулирования сопровождается формированием рынка услуг в сфере гарантии качества образования, возникновением спроса на независимую внешнюю оценку качества ДПО. В статье рассматриваются вопросы формирования системы профессионально-общественной аккредитации как одного из трех видов признания качества профессионального образования.
 
The democratization of the educational system and the replacement its previous direct government regulation is accompanied by the formation of services market in quality assurance in education as well as contributes to the demand for the independent external quality assessment of VET. The article is focused on the issues of the formation of the professional-public accreditation system as one of three types of the quality recognition of professional education.
 
Дополнительное профессиональное образование в стране и мире № 3(3) 2013  

 

 

 

Демократия в законодательном регулировании ДПО

 
Введение нового образовательного законодательства предусматривает формирование иных отношений в сфере дополнительного профессионального образования (далее – ДПО), отводя дополнительным профессиональным программам ключевую роль в обеспечении быстрого реагирования системы образования на социальные и профессиональные запросы личности, общества, государства, распространения и развития национальных компетенций кадрового потенциала отечественной экономики.
 
Дополнительное профессиональное образование становится одним из самых демократичных элементов образовательной системы с позиции государственной регламентации образовательной деятельности.
 
Главными признаками такой ситуации, предусмотренной законодательством, являются:
  • отсутствие процедуры государственной аккредитации дополнительных профессиональных программ;
  • ориентация на результаты обучения, формируемые в компетентностном формате, источниками которых являются квалификационные требования к должностям и профессиональные стандарты;
  • усиление роли работодателей и заказчиков в формировании дополнительных профессиональных программ;
  • усиление роли профессионально-общественных объединений в определении приоритетов развития ДПО;
  • формирование независимой системы оценки качества ДПО;
  • развитие новых негосударственных институтов оценки качества ДПО (развитие системы профессионально-общественной и общественной аккредитации).
Развитие рынка образовательных услуг сопровождается формированием рынка услуг в сфере гарантии качества образования, возникновением спроса на независимую внешнюю оценку качества ДПО.
 
Все субъекты рынка, выражая заинтересованность в высоком качестве образования, определяют его по-разному. Поэтому оценка качества образования не может проводиться в интересах только одной из заинтересованных сторон, а должна представлять собой консенсус интересов всех участников рынка образовательных услуг и потому должна быть независимой. При этом независимость оценки качества образования не может понимать­ся как полная независимость от интересов государства, поскольку система образования является фундаментальным институтом общественного воспроизводства человеческого капитала, и именно государство определяет направление развития системы образования.
 

Виды аккредитации (признания качества) в сфере ДПО

 
Федеральный закон от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет два уровня признания качества в сфере дополнительного профессионального образования:
  1. профессионально-общественная аккредитация образовательных программ и 
  2. общественная аккредитация организаций, реализующих профессиональные образовательные программы. 
 
Третий уровень признания качества: сертификацию профессиональных квалификаций предполагается закрепить Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части определения механизма независимой оценки профессионального уровня квалификации работников.
 
Выбор вида признания качества дополнительного профессионального образования коррелирует с подвидом ДПО.
 
Если организация реализует программу профессиональной переподготовки с присвоением квалификации или без нее, в результате освоения которой слушатель получает документ о квалификации, важно, чтобы эта программа была аккредитована в признаваемой работодателями структуре. При этом у слушателя должна быть возможность получить также подтверждение своей квалификации в корпоративном, отраслевом, национальном или международном независимом центре сертификации профессиональных квалификаций.
 
Если же организация по заказу предприятия осуществляет программы повышения квалификации, то на первый план выходит требование к надежности партнера, которое может быть подтверждено процедурой общественной аккредитации организации.
 
Все три вида признания каче­ства имеют своего потребителя и могут существовать как независимо друг от друга, так и во взаимосвязи.
 

Профессионально-общественна аккредитация образовательных программ

 
Остановимся подробнее на вопросе профессионально-обще­ственной аккредитации образовательных программ (ПОАПОП).
 
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) закреплены институты профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. В соответствии со статьей 96 Закона – это работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации, которые вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
 
Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ (ПОАПОП) представляет собой признание соответствия качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
 
На основе результатов профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями могут формироваться рейтинги аккредитованных ими профессиональных образовательных программ и реализующих их организаций.
 
Порядок профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, формы и методы оценки при проведении указанной аккредитации, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные профессиональные образовательные программы организации, и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются работодателем, объединением работодателей или уполномоченной ими организацией, которые проводят указанную аккредитацию.
 
Организации, которые проводят профессионально-общественную аккредитацию, обеспечивают открытость и доступность информации о порядке проведения соответствующей аккредитации.
Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.
 
Профессионально-общественная аккредитация проводится на добровольной основе и не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства государства.
 
В целях содействия организации работы по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ Минобрнауки России были направлены письма в федеральные органы исполнительной власти с просьбой представить предложения по данному вопросу.
 
Анализ поступивших предложений
  • МИД России, 
  • МВД России, 
  • Минтранс России,
  • Минфин России, 
  • Минобороны России, 
  • Минкомсвязи России, 
  • Минюст России, 
  • МЧС России, 
  • Минздравсоцразвития России, 
  • Минкультуры России, 
  • Минспорт России, 
  • Верховный Суд Российской Федерации, 
  • Роспотребнадзор, 
  • Роспатент, 
  • Россвязь, 
  • Росрыболовство, 
  • Федеральная таможенная служба, 
  • Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей»,
  • Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий»,
  • Общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России»
показал, что федеральные органы исполнительной власти и объединения работодателей заинтересованы в совершенствовании процедуры проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, а также в развитии механизмов учета ее результатов.
 
Приказом Минобрнауки России от 7 ноября 2012 г. № 901 создана рабочая группа для решения данных задач.
 
В состав рабочей группы вошли представители ведущих университетов, Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей» (ООО РСПП), Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» (АЮР), Российской академии наук (РАН).
 
Целью рабочей группы является формирование совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами, с привлечением ученых Российской академии наук и международных экспертов, консолидированных подходов, методологии и предложений по проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
 
Задачами рабочей группы является организация проведения общероссийскими объединениями работодателей и образовательными организациями исследований российской и международной практики профессионально-общественной аккредитации, а также формирование общероссийскими объединениями работодателей модели профессионально-общественной аккредитации программ высшего профессионального образования на основе принципов независимости, открытости, объективности и прозрачности.
 
Рабочая группа широко привлекает экспертов общероссийских объединений работодателей, профессиональных и общественных объединений, в том числе и в сфере ДПО.
 
В рамках Комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по развитию дополнительного профессионального образования (приказ Минобрнауки России от 14 января 2013 г. № 9) сформирована экспертная группа по оценке качества образования с участием представителей общероссийских объединений системы ДПО и работодателей.
 
Экспертной группой были проанализированы методология, критерии и показатели, а также процедуры независимой системы оценки качества, в том числе международной сертификации профессиональных образовательных организаций, общественной и профессионально-общественной аккредитации организаций и программ профессионального образования и обучения на основе моделей делового совершенства EFQM и гарантий качества образования ENQA.

 


Общественная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация – для кого?

 
Для организаций, реализующих программы профессионального образования и обучения, главной целью и мотивом проведения независимой оценки качества их деятельности (общественная аккредитация) или дополнительных профессиональных программ (профессионально-общественная аккредитация) является признание этого качества потребителями и другими заинтересованными сторонами.
 
Потребители, получающие услуги дополнительного профессионального об­разования, оценивают его с по­зиций:
  • качества результата или соответствия приобретенных компетенций требованиям профессиональных стандартов или квалификационных характеристик,
  • качества дополнительной профессиональной программы, освоение которой гарантирует соответствие полученного образования требованиям профессиональных стандартов или квалификационных характеристик,
  • качества деятельности организации и ее системы управления, что является гарантией ее надежности и устойчивости на рынке, наличия механизмов постоянного совершенствования, а также признания качества ее программ и выпускников.
 
В части формирования требований к процедуре проведения профессионально-общественной аккредитации представляется целесообразным следующее.
 
Проведение профессионально-общественной аккредитации должно осуществляться уполномоченными организациями, представляющими интересы работодателей в той или иной области. Рабочей группой Минобрнауки России планируется разработать проект порядка и критериев отбора работодателями уполномоченных организаций для проведения профессионально-общественной аккредитации.

 

 

Читать далее...


Категория: Вопросы-ответы

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.