» » О профессионально-общественной аккредитации образовательных программ

Непрерывное профессиональное образование
 
 
 

О профессионально-общественной аккредитации образовательных программ

Автор: admin от 1-01-2015, 15:37, посмотрело: 1961

0
О профессионально-общественной аккредитации образовательных программ
Продолжение
Начало здесь
Лариса Витальевна Шмелькова
начальник отдела Департамента государственной политики
в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России
 
 
Демократизация образовательной системы с позиции государственного регулирования сопровождается формированием рынка услуг в сфере гарантии качества образования, возникновением спроса на независимую внешнюю оценку качества ДПО. В статье рассматриваются вопросы формирования системы профессионально-общественной аккредитации как одного из трех видов признания качества профессионального образования.
 
The democratization of the educational system and the replacement its previous direct government regulation is accompanied by the formation of services market in quality assurance in education as well as contributes to the demand for the independent external quality assessment of VET. The article is focused on the issues of the formation of the professional-public accreditation system as one of three types of the quality recognition of professional education. 
 
Дополнительное профессиональное образование в стране и мире № 3(3) 2013
 

Процедура и учет профессионально-общественной аккредитации образовательных программ

 
Процедура профессионально-общественной оценки образовательной программы должна включать следующие основные этапы:
  • самооценка (самообследование) образовательных программ образовательной организацией; 
  • камеральный анализ экспертами уполномоченной организации отчета о самооценке; 
  • визит экспертов в образовательную организацию; 
  • составление экспертами отчета об оценке образовательных программ; 
  • утверждение отчета экспертным советом уполномоченной организации; 
  • принятие аккредитационным советом уполномоченной организации решения об аккредитации образовательных программ.
 
Рабочей группой запланирована разработка примерного перечня критериев и показателей профессионально-общественной аккредитации, который может быть уточнен и дополнен организацией, проводящей профессионально-общественную аккредитацию. При этом все указанные критерии должны быть открыты и известны образовательным организациям.
 
Важной задачей является фор­мирование механизмов учета результатов профессионально-общественной аккредитации, в рамках которой Минобрнауки Россиирассматриваются три подхода:
  • учет результатов профессионально-общественной аккредитации при проведении конкурса для определения контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • формирование на основе результатов профессионально-общественной аккредитации рейтингов аккредитованных образовательных программ и реализующих их образовательных организаций с последующим размещением указанных рейтингов в средствах массовой информации;
  • учет результатов профессионально-общественной аккредитации при проведении государственной аккредитации.
 
В сфере ДПО в соответствии с новым законодательством может быть реализован второй и частично первый подход.
 
На практике формируется опыт осуществления профессионально-общественной аккредитации.
 
Среди организаций, осуществляющих активную деятельность по проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и общественной аккредитации организаций, следует отметить Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «Опора России», Общероссийскую общественную организацию «Ассоциация юристов России», Автономную некоммерческую организацию «Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры», Союз ДПО.
 
В 2012 году указанными организациями было аккредитовано более 100 образовательных организаций, среди них 21 образовательная организация (на основе международных стандартов качества с внесением в реестр IQNet), 52 программы высшего образования и 33 дополнительные профессиональные программы.
 

Сертификация профессиональных квалификаций

 
Несколько слов о сертификации профессиональных квалификаций.
 
В рамках совместной деятельности по разработке принципов и организационных моделей построения системы оценки и сертификации профессиональных квалификаций Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским союзом промышленников и предпринимателей утверждены Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования и Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах.
 
Апробация конкретных подходов и организационных решений независимой оценки профессионального уровня квалификации работников предусмотрена в рамках проектов Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (далее - ФЦПРО).
 
В частности, этому посвящено
  • подмероприятие 8.1. «Разработка и апробация технологий и инструментариев сертификации профессиональных квалификаций, создание экспертно-методических центров» 
  • мероприятия 8 «Развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федерального государственного образовательного стандарта и профессиональных стандартов» 
  • задачи 3 «Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг» ФЦПРО.
 
В рамках этой деятельности выполняются работы по созданию и внедрению механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений.
 
При участии работодателей разработаны модели сертификации квалификаций для создания экспертно-методических центров и центров оценки и сертификации квалификаций в 17 приоритетных высокотехнологичных отраслях экономики и областях профессиональной деятельности (атомная, нефтегазодобывающая, ракетно-космическая, медико-биологическая и фармацевтическая отрасли, энергетика, автомобилестроение, наноиндустрия, машиностроение, авиастроение, железнодорожный транспорт и металлургия, управление персоналом, туризм и сервис, юриспруденция, педагогика, информатика и вычислительная техника).
 
Организована подготовка специалистов в области разработки профессиональных стандартов, проведено обучение экспертов по оценке и сертификации квалификаций.
 
Обучение экспертов – подробнее…
 
К настоящему времени в каждой из вышеперечисленных 17 отраслей проведена пробная сертификация специалистов. В течение 2013 года будет изучен и обобщен опыт пилотных центров, лучшие модели и организацион­ные решения будут предложены к распространению в других отраслях.
 
Создание независимой оценки качества образования должно идти по пути формирования механизма взаимодействия образовательных учреждений с работодателями в вопросах подготовки кадров в соответствии с требованиями современной экономики: от определения квалификационных требований, разработки профессиональных стандартов к формированию профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, ресурсному обеспечению образовательного процесса, а затем к оценке полученных результатов. Центры оценки и сертификации квалификаций рассматриваются как элемент, завершающий формирование данного механизма.
 
Источник: Дополнительное профессиональное образование в стране и мире № 3(3) 2013 

Категория: Вопросы-ответы

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.