О приоритетах государственной политики,
законодательном и нормативном обеспечении в сфере дополнительного профессионального образования
Лариса Витальевна Шмелькова
начальник отдела Департамента государственной политики
в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России
Продолжение - см. начало здесь
В статье рассматриваются актуальные вопросы государственной политики, а также вопросы развития правового и нормативно-методического обеспечения системы дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, профессиональные стандарты, национальная система квалификаций, дополнительные профессиональные программы, независимая оценка качества ДПО
The article presents actual issues of the state policy and also issues of legal support and normative- methodological support of the vocational education and training system.
Key words: Vocational Education and Training (VET), Professional Standards, National Qualifications Framework, Vocational Profession Programs, Independent Evaluation of the VET Quality
Гибкость дополнительных профессиональных программ
Федеральным законом не предусматривается установления федеральных государственных требований (далее - ФГТ) в отношении дополнительных профессиональных программ, что дает возможность гибко и оперативно обеспечивать соответствие квалификаций человека меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
ФГТ в форме нормативного правового акта не позволяют своевременно и постоянно обновлять закладываемое в них содержание дополнительного профессионального образования.
Содержание дополнительной профессиональной программы определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
При этом содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования и требования соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) среднего профессионального и (или) высшего образования.
Для отдельных отраслей Федеральным законом предусмотрена разработка примерных или типовых дополнительных профессиональных программ:
- типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок (статья 76 Федерального закона);
- примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (статья 81 Федерального закона);
- примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования (статья 82 Федерального закона);
- типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой (статья 85 Федерального закона).
Важно, что сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Примерная форма договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам утверждена приказом Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1185.
При реализации дополнительных профессиональных программ может применяться сетевая форма реализации образовательных программ, форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе построения учебных планов, могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные и электронное обучение.
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ утвержден приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2.
Освоение дополнительных профессиональных программ завершается итоговой аттестацией.
Выпускникам выдаются:
- удостоверение о повышении квалификации и (или)
- диплом о профессиональной переподготовке,
Следует обратить внимание, что форму документов о квалификации образовательная организация разрабатывает и утверждает самостоятельно.
В целях методической помощи во все организации, осуществляющие образовательную деятельность, письмом Минобрнауки России от 21 февраля 2014 г. № АК-316/06 направлены методические рекомендации по разработке данных документов.
Федеральным законом предусмотрено утверждение Минобрнауки России подзаконного нормативного правового акта, которым установлен порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
яд
Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г.№ 499 «Об утверждении Порка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (далее - Порядок) конкретизирует и уточняет положения, закрепленные Федеральным законом. Порядок определяет структуру дополнительной профессиональной программы, уточняет минимальные сроки ее (программы) освоения, устанавливает продолжительность академического часа, предъявляет требования к организации оценки качества и др.
В части государственной регламентации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам Федеральный закон также содержит ряд новаций.
Аккредитация или оценка качества образовательной деятельности в сфере ДПО
Федеральным законом не предусмотрено проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
Со дня вступления Федерального закона в силу свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признаются недействующими.
В отличие от действующего ранее законодательства Федеральным законом предусмотрено, что в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам будет указываться только подвид дополнительного образования (в данном случае - дополнительное профессиональное образование) без приведения всего перечня реализуемых дополнительных профессиональных программ.
Порядок лицензирования определен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966.
В соответствии со статьей 91 Федерального закона в приложении к лицензии адреса мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам не указываются.
Приказом Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. № 1320 утверждены формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технические требования к указанным документам.
Федеральным законом, наряду с государственной регламентацией образовательной деятельности, вводится независимая профессионально-общественная и общественная оценка качества дополнительного профессионального образования, которая осуществляется не государством в лице уполномоченного органа, а непосредственно потребителями данного вида образовательных услуг – работодателями, их объединениями, общественными организациями.
Порядок конкретизирует содержание и формы оценки качества освоения дополнительных профессиональных программ. Так содержание оценки качества предполагает:
- соответствие результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;
- соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;
- способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг.
А формы оценки качества освоения дополнительных профессиональных программ подразделяются на:
- внутренний мониторинг качества образования и
- внешнюю независимую оценку качества образования.
- процедуры независимой оценки качества образования,
- профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и
- общественной аккредитации организаций.
Таким образом, закрепленная Федеральным законом модель дополнительного профессионального образования позволяет в большей степени сориентировать систему дополнительного профессионального образования на нужды конкретных отраслей социальной сферы, экономики и производства, потребности заказчика соответствующих образовательных услуг, постоянно (непрерывно) обновлять содержание дополнительного профессионального образования.
Развитие дополнительного профессионального образования носит системный, непрерывный и длительный характер, успешность реализации данного процесса требует координации взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работодателями, профессиональными сообществами, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и профессиональными союзами.